Слово о Простых истинах
На мой взгляд, есть простые прописные истины, которые не мешало бы знать каждому человеку, а педагогу тем более. Например, не всем известно о существовании генной – по другим источникам – родовой памяти. Она может насчитывать десятки, сотни лет. Что содержит эта память, зависит от того, как жили наши предки, по каким законам строили свои отношения с Миром – миром людей, природы, вещей.
Неписанный, но вечный закон гласит: что отдашь в этот мир – то и получишь. Если твои бабушки - дедушки жили Добром и сам ты творишь Добро, то детям твоим и внукам обеспечено Добро. А вот, если волей или неволей в твоём роду умножали Зло – тебе придётся расплачиваться за это здоровьем, деньгами… И не только.
Доктор психологических наук, директор института генной психологии, господин Д. Калинский говорит о том, что человек при рождении наследует не только болезни, но и судьбу. Есть ли способ исправить дорогу своей жизни? Есть! Жить по совести, работать с душой и творить Добро.
В основе нашей современной российской культуры – культура народная и православная. И здесь человек троичен: «тело – хранилище для души, душа – хранилище для духа». Тело, душа, дух – об этом говорит и теология – наука, которую сегодня преподают в классических университетах. Но мы же с вами безбожники ни в одном поколении, а потому и путаем «душу» с «духом».
Обратимся к авторитетам в педагогике. Симон Соловейчик в своей книге «Педагогика для всех» пишет: «Дух – это стремление человека к Добру, Истине и Красоте».
Но мир всегда был дуален, т.е. в нём есть место противоположностям: день - ночь, лето - зима, горячо - холодно, верх - низ и т.д. А это значит, рядом с Добром всегда есть Зло, Истине противостоит Ложь, Красоте – Безобразие. Граница между ними – Совесть.
Людям давно стоило бы договориться, что Добро – это то, что человека делает человеком, а Зло – то, что уничтожает его, разрушает. Может быть, тогда проще давался бы ответ на вопрос: «что такое «хорошо» и что такое «плохо» в нашей жизни?» Читай ещё и так: что прилично, а что неприлично; что нравственно, а что безнравственно.
Природа-матушка мудра: всему она поставила задачу: солнышко светит, речка течёт, цветок цветёт, а человек… Человек думает! То есть размышляет, сопоставляет, анализирует, делает выводы. И осуществляет выбор. Свой выбор!
Все мы – россияне живём в одной стране, при одном правительстве, в одних правовых условиях. Но почему одни умудряются и в «безнадёге» оставаться людьми, другие превращаются в нелюдя? Всё дело в выборе жизненных приоритетов, ценностей: для одного – честь, для другого – богатство любыми способами. Помнить бы нам, что за выбором всегда стоит ответственность: ответственность за себя, за жизнь своих детей, внуков и правнуков – ты выбираешь Зло, а отвечать за твой выбор будут другие поколения твоего рода.
Среди нас ещё ни мало тех, кто ищет виновного в своих несчастьях и неудачах. А надо бы понять простую истину: всё, что состоялось в моей судьбе, и что не состоялось – ответственность несу только я.
Ещё один авторитетный педагог – Шалва Амонашвили: все мы люди, а не ангелы, и не всегда поступаем по божьим законам. И если ты, делая выбор, предпочитаешь Добро, Истину и Красоту, то ты – Человек, Создатель, Творец. И, наоборот, выбирая Зло, Ложь, Безобразие, ты становишься нелюдем, разрушителем, потребителем. Есть люди Света, а есть люди Тьмы – уничтожители всего святого в человеке и на земле.
Преступая Совесть, нарушая границу Света – мы совершаем грех. Грехи бывают большими и маленькими, но от этого они не перестают быть грехами. Они копятся в нашей судьбе, передаются из поколения в поколение, т.к. мы не умеем, а порой не хотим каяться, просить прощения и прощать других.
И природа-матушка наказывает человека. Делает это по-разному. Великим грешникам самое тяжёлое наказание – исчезновение их Рода через алкоголизм, наркоманию, проституцию, отсутствие или гибель детей. Геи и лесбиянки – это тоже показатели вырождения Рода, человеческой породы на Земле.
Человек, чтобы творить Добро, отстаивать Истину, создавать Красоту, живёт по законам природы, а именно: любить, творить, прощать, благодарить. В свою очередь у Нелюдя свои законы – законы Силы, Власти, Денег, Оружия.
В основе жизнедеятельности Человека – труд: домашний, на рабочем месте, волонтёрский труд – на благо общества, труд по созданию себя как личности. У нелюдя – «халява»: заиметь то, что хочется, не приложив никакого труда для этого.
Смысл жизни Человека – служить людям, и счастье для него – это других делать счастливыми, других – это членов своей семьи, друзей, коллег, соседей… Всё зависит от масштаба личности.
Нелюдь живёт для себя, для своих удовольствий. Смысл его жизни заключается в слогоне: «Всё мне! Здесь! И сейчас!» И стоит ещё добавить – «любыми способами».
Главное чувство Человека – это радость – радоваться улыбке ребёнка, рассвету и закату, встрече с интересным человеком. Радоваться новым трудностям! Хотя это возможно только тогда, когда ты научишься понимать ещё одну простую истину: ничего случайного в этом мире нет – всё для чего-то именно тебе даётся. А вот для чего…
Главное чувство Нелюдя – страх: страх быть разоблачённым, разорённым, убитым.
Человек идёт путём развития, нелюдь – путём страданий; первому природой дано здоровье, второму – болезни.
Но путь развития человеку обеспечен только тогда, когда работает его душа. И вот здесь необходимо вспомнить, что такое «душа». Источники православия говорят об этом так: душа – это разум, плюс эмоции и чувства, плюс воля. Если перевести это понятие на язык метафоры, то получится – диалог Ума и Сердца. И заметьте – диалог, а он возможен тогда, когда проявлена воля. Иначе «мысли – мои скакуны» - сами по себе, а чувства и эмоции – мои возницы – тоже сами по себе.
Помните, у Н.Заболоцкого есть стихотворение «Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь». Да, вечный диалог Ума и Сердца. Даже во сне. И на педагогическом языке это называется – рефлексивный процесс.
Если таковой отсутствует в жизни человека, то очень скоро он деградирует как личность, опустится до уровня «быдла» - т.е. тогда, когда становятся важными только три вещи: еда, секс, выпить, для кого-то ещё и уколоться.
Те, у кого работает душа, зачастую интеллигентные люди – у них есть рефлексивные способности. И поневоле приходишь к выводу: работа настоящего педагога в том и состоит, чтобы создавать условия для работы души, для постоянного диалога Ума и Сердца. Об этом говорится и в ФГТ, и в ФГОС нового поколения – использовать рефлексию как механизм саморазвития личности.
Хочется повторить одну притчу: «Когда человек умирает, душа его уходит в мир иной. Ей задают два вопроса:
1. Встретила ли ты радость на Земле?
2. А кому-то было радостно оттого, что ты жила на этой Земле?»
Ещё одну простую истину вы можете извлечь из этой притчи.
Бачева Е.В., учредитель и ректор ЧОУ ДПО «Академия родительского образования