Академия
родительского
счастья
 

Родительству стоит учиться

Вышел в свет указ президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012/2017 годы», где сказано, что обеспечение благополучного и защищённого детства становится одним из основных национальных приоритетов России. И так хочется верить, что это, действительно, осуществимо. Ведь в этом документе оговариваются меры, благодаря которым становится возможным создание комфортной и доброжелательной для жизни детей среды. И вот на этом хотелось бы остановиться особо.

Замотанные, уставшие мамы и папы, зачастую, сами недолюбленные в детстве, множат такое явление, как детское одиночество. А отсюда, растёт количество детей, находящихся в социально опасном положении. Но и это ещё не всё.

Учителя, социальные педагоги, инспекторы и члены комиссии по делам несовершеннолетних много работают со сложными и неблагополучными семьями, но количество этих семей не уменьшается, так же как количество беспризорников и социальных сирот.

Причина простая – и она в том, что все эти люди занимаются следствием, а не причинами социального явления. Для того, чтобы решить данную проблему, необходимо родительское образование взрослых и детей.

Людмила Александровна Путина, выступая перед родителями и учителями одной из московских школ, сказала: «Мы учимся плавать, рисовать, учимся всему целенаправленно и планомерно, а самый сложный процесс – процесс воспитания ребёнка – пускаем на самотёк. Мы почему-то уверены в том, что мы это умеем, а этому необходимо учиться».

Исследования учёных показывают, что мы на 90-95% повторяем образ жизни своих родителей и, именно поэтому, если мы хотим исправить ситуацию в регионе, России, необходимо заниматься родительским образованием не только со взрослыми, но и с детьми.

В истории России образованием родителей занимались: Л.Н. Толстой, А.С.Макаренко, В.Н. Сухомлинский. На сегодня психолого-педагогическое просвещение мам и пап в образовательных учреждениях проводится весьма формально. А поэтому малоэффективно.

В педагогике есть понятие «педагогическая позиция», т.е. совокупность отношений педагога к себе, к ученику, к уроку, к образовательному учреждению, к родителям ученика, к семье, к образованию в целом.

Что касается родительского образования, его целью является самокорректировка, а то и осознанное формирование родительской позиции, т.е. совокупности отношений родителя к себе, к своему ребёнку, семье, к дому, к учителю, к образовательному учреждению и к образованию как ценности. Без этого позитивное родительство невозможно.

Содержанием родительского образования может стать то, что обеспечит семье благополучие, добрый психологический микроклимат, а это знание основ мужской и женской культуры, её семейного уклада, семейного воспитания, истории семьи и истории рода, прав детей и прав родителей, вопросы взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Родительству стоит учиться тогда, когда создаются семьи. Пусть загсы организуют курсы для молодожёнов, затем работу продолжат женские консультации, детские и взрослые поликлиники, дошкольные учреждения, школы, комитеты по делам молодёжи.

Особого внимания требуют асоциальные и приёмные семьи. И тех, и других необходимо обучать умению выражать свою родительскую любовь, учить вместе с детьми жить по законам духовно-нравственной жизни: любить, творить, прощать, благодарить.

И это не только курсовая подготовка, но и постоянное информационное обеспечение мам и пап: памятки, дайджесты книг и статей, учебные пособия для самообразования, стенды в поликлиниках, библиотеках, местных администрациях и т.п.

Для создания положительного образа семьи стоит проводить конкурсы мама-папа года, семья-дом года и др. Конкурсы, в данном случае, выступают как механизм формирования общественного мнения о добропорядочной семье.

Но для того, чтобы организовать родительское образование, необходимо обучить своих специалистов, разработать соответствующую нормативно-правовую базу, приобрести методическое обеспечение для данного образовательного процесса.

Результаты родительского образования того стоят: меняется человек, точнее – его родительская позиция, как следствие – микроклимат семьи становится благоприятным для воспитания детей, по-другому, а вернее по-деловому, выстраиваются отношения семьи и образовательного учреждения. Об этом свидетельствует опыт работы более 40 инновационных площадок некоммерческой организации «Негосударственное образовательное учреждение «Академия родительского образования».

Результаты есть, так как в основе обучения и взрослых, и детей – развивающие технологии: уроки семейной любви, карта развития семьи, рабочая тетрадь любящих родителей, портфолио семьи, родовая книга и др. Главное – родительству учатся и взрослые, и дети.

Проблема только в одном – чтобы все родители, все руководители разных уровней поняли, что родительству стоит учиться! Это выгодно всем: детям, т.к. у любящих родителей – успешные дети; родителям – им гарантированы не только забота и любовь детей, но и спокойная старость. Это выгодно и государству: в Канаде просчитали, что один доллар, вложенный в родительское образование, сохраняет стране 14 долларов. А в Финляндии, когда в 60-е годы прошлого столетия там занялись воспитанием родителей, через определённое время поднялся не только культурный уровень детского и взрослого населения, но стали исчезать и социальные проблемы.

Нам всем необходимо понять: родительское образование – это действительно социальная технология, основа профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, а точнее – условие формирования и создания добропорядочной семьи. Это гарантированное право ребёнка на семью, любовь и заботу родителей. Это осуществление в собственной жизни мечты о семейном счастье. А говоря государственным языком, родительское образование – это механизм духовно-нравственного возрождения России. Поэтому родительству стоит учить и учиться!

Бачева Елена Владимировна