Академия
родительского
счастья
 

Статья "История семьи, история рода"

Из книги Е.Бачевой «Родительству стоит учиться», Пермь, 2016 г.

Возродить самоуважение можно путём изучения истории семьи, истории рода. И это тоже станет содержанием родительского образования взрослых и детей.

Слово педагога

Елена Остер, Людмила Романова: Мы говорим «моя родня», «мой род», но кого же мы при этом подразумеваем? Безусловно, родных людей: отца, мать, дедушек, бабушек, прабабушек, прадедушек... Но разве это всё? У прабабушек и прадедушек были свои матери и отцы, также родные нам, - наши пращуры. И оттого, что они ушли из этой жизни, они не стали нам чужими, они всё так же - наша родня, наш род. Многие люди сейчас пытаются составить генеалогическое древо и больше узнать о своем роде: ищут свои «корни» в архивах, старых семейных документах, расспрашивают старших родственников об уже ушедших родичах. Мы интуитивно стремимся восстановить связь поколений, чтобы понять прежде всего себя и свое предназначение в жизни. Неслучайно своих предков мы называем «наши корни», ведь человек, не знающий свой род, похож на срубленное дерево, которое без корней быстро засыхает, не получая питание, защиту и опору.

Основой рода является семья, и роль ее сложно переоценить. Семья — это живая клетка любви, маленькая община, в основу которой заложен принцип иерархичности: она объединяет старшее поколение, зрелое и молодое. Юность дается нам для осознания жизненных задач, зрелость для их выполнения, старость для анализа прожитого и передачи мудрости молодым. Поэтому связь людей разного возраста в одной семье просто необходима, как соединение времен: прошлого, настоящего и будущего.

У древних славян был культ патриархального семейного уклада. С лаской и любовью, с достоинством и уважением родители обращались с детьми. С высоким уважением и почитанием, как к своим более мудрым наставникам, дети обращались к родителям: «государь (господарь) батюшка, «государыня, любимая моя матушка». Только на русской почве могло возникнуть почитание Божьей Матери наравне с Христом. Кстати, первой женщиной-государыней в христианском мире была наша княгиня Ольга.

Заботиться о будущем ребенке начинали задолго до его появления на свет. Беременную женщину всячески защищали и оберегали от различных опасностей, как явных, так и неявных. Для этого днем женщина подпоясывалась поясом заботливого супруга, ночью укрывалась его зипуном или плащом, дабы «мужняя сила» охраняла ее и чадо во чреве во время сна.

Во время беременности любящий супруг всегда старался накормить свою любимую самыми наилучшими яствами, ибо испокон веков считается, что яства, которые просит беременная женщина, на самом деле просит чадо во чреве матери у своего отца.

Когда в древнем роду рождался мальчик, его сначала омывали в водах купели, в которой он родился, затем тщательно обтирали рубахой матери, чтобы он рос внимательным и заботливым, как его мать, и пеленали в рубаху отца, чтобы он рос здоровым и сильным, как его отец. А если рождалась девочка, то ее после купания в купели обтирали отцовской рубахой, чтобы дочь обрела его доброту, здоровье и выносливость, и пеленали в рубаху матери, чтобы девочка переняла у матери ласку, любовь, заботу и внимание, а также способность вести домашнее хозяйство и рожать здоровых и сильных детей.

С самых ранних лет родители воспитывали в подрастающем поколении чувство любви к Богу, к роду. Каждого мальчика и каждую девочку неизменно воспитывали в уважении к противоположному полу. Одевали детей в рубахи, обязательно сшитые из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки из рубахи матери, это связано с могучей обереговой родительской силой.

Девочкам постоянно говорилось, что мальчики — это будущие мужчины, воины-защитники родной земли предков, любящие и нежные супруги, отцы и главы семейств, хозяева, умножающие добро древних родов, и поэтому следует уважать и почитать мальчиков.

В свою очередь, мальчикам постоянно говорилось, что девочки- это будущие женщины, призванные продолжать древний род, терпеливые создательницы уюта, любящие и нежные супруги, заботливые матери, трудолюбивые хозяйки, богини-хранительницы домашнего очага, и поэтому следует уважать и почитать девочек.

Воспитанием детей у древних славян занимались, в основном, только мужчины, т. е. отцы и деды. Удел всех матерей состоял в том, чтобы окружить детей лаской, заботой, любовью и вниманием, но они не должны были потакать прихотям детей, ибо этим они могут погубить чистую душу.

У древних славян отношение к женщине было очень бережным и почтительным. Мужчина всячески оберегал женщину, понимая, что она источник жизни и любви рода, его скрытая сила.

Все подрастающее поколение проходило обряды совершеннолетия и обряды имянаречения, т. к. наши предки считали имя важной частью личности. После прохождения обрядов молодое поколение несло полную ответственность за все совершенные деяния, слова и поступки перед родом своим.