Урок семейной любви "Быть хорошим родителем - что это значит?"
Аудитория: Рекомендуем использовать для первой встречи в учебном году с родителями школьников.
Главное здесь – согласовать с мамами и папами представление о хороших родителях.
В рамках подготовительной работы необходимо опросить детей и учителей, каких родителей они считают действительно хорошими родителями. Ответы школьников и педагогов можно записать на магнитофон. Как вариант – использовать в работе с детьми методику незаконченного предложения: «Хорошие родители – это…»
Для работы с родительской аудиторией распечатать правила организации родительского труда. (см. приложение)
После приветствия и слов благодарности в адрес мам и пап за то, что они сочли важным делом – приглашенные учителя к разговору – начать встречу можно с блиц-опроса: на заданный ведущим вопрос можно ответить а) «Да»; б) «Нет»; в) «Не знаю».
Итак, вопрос идет по кругу: «Вы – хороший родитель?»
Когда круг замкнется, попросите тех, кто выбрал первый ответ, пояснить почему они избрали именно этот ответ?
Затем то же самое проделайте со вторым ответом – «Нет».
Сделайте вывод о том, что очень многое зависит от того, как мы понимаем словосочетание «хороший родитель».
У нас с вами есть такая возможность задуматься над этим, послушать и услышать не только себя, друг друга, но и наших детей, и наших учителей.
Цель нашей встречи: согласовать в классном коллективе родителей, что значит быть хорошим родителем.
Ход разговора
1. Раздайте каждому родителю четвертинки листа А4 и попросите их индивидуально и самостоятельно закончить фразу: «Хорошие родители…»
2. Объедините присутствующих в микрогруппы по 3-4 человека. Пусть согласуют свое понимание «хорошие родители» и уполномочат одного из них выступить от микрогруппы.
3. Микрогруппы поочередно выступают и записывают на классной доске отличительные признаки хороших родителей. Условие - не повторяться!
4. Включите магнитофонную запись высказываний детей или зачитайте их листочки. Задание аудитории: что из высказывания детей необходимо записать на классной доске?
5. Дайте родителям прослушать точку зрения учителей. Задание то же самое (см. п. 4)
6. Вывод ведущего: перед нами коллективный портрет хороших родителей. Мысленно пройдитесь по нему и продиагностируйте себя: что вас есть, а чего, к сожалению, нет. (Дайте минутки 2 мамам и папам задуматься над собой и продолжайте встречу).
Быть хорошим родителем – это великий труд. А раз труд – то может быть существуют какие-либо правила его организации?
7. Раздайте каждому листок с правилами организации родительского труда. Обязательно оговоритесь, что автор не претендует на истину в последней инстанции, а дает родителям возможность задуматься над данной проблемой. Пусть внимательно прочитают и ответят на вопросы по кругу:
· Что особенно понравилось в тексте правил?
· Что вызвало сомнение и почему?
8. Спросите мам и пап, нужны ли подобные правила родителям? А зачем? Да затем, чтобы стать действительно хорошими родителеми.
Итак, домашнее задание для хороших родителей: попробуйте на основе этих правил организации родительского труда составить четкие и лаконичные свои правила.
9. Подведите итоги. Наша встреча подошла к концу. Напоминаю ее цель: согласовать в родительском коллективе понятие «хорошие родители». Мы с вами это сделали? Значит, результат достигнут.
10. Отрефлексируйте. Минута для размышления с самим собой и по кругу заканчиваем фразу: «Для того, чтобы быть хорошим родителем….»!
Поблагодарите за работу и выразите уверенность в том, что они, хорошие родители, станут еще более внимательно относиться к проблемам и радостям своих детей
Примечание:
1. Вместо правил можно использовать меморандум школы родительской любви – смотри книгу Е. Бачевой «Уроки семейной любви» стр. 24.
2. Можно с родителями провести урок семейной любви «Какие мы родители?» - смотри книгу Е. Бачевой «Уроки семейной любви» стр. 21.
3. Не помешает и разговор с детьми на эту тему «Легко ли быть родителем?» - смотри книгу Е. Бачевой «Уроки семейной любви» стр. 18.
4. Любите проводить совместные разговоры детей, родителей, учителей – смотри книгу Е. Бачевой «Союзники и деловые партнеры» стр. 43, «Учиться всегда пригодится?».
5. Хотите рассказать детям и родителям о способах выражения любви – загляните в книгу Е. Бачевой «Все начинается с любви».