Методические рекомендации к уроку "Семья и Отечество в моей жизни"
Основные идеи единого урока в школах Российской Федерации
по теме: «Семья и Отечество в моей жизни»
Урок рекомендуется провести и в детской, и в родительской аудиториях в рамках родительского образования.
Основная цель: предоставить аудитории возможность осознать, что значит для человека семья и Отечество, и какова роль каждого из нас в их благополучии.
Содержание урока определяют следующие высказывания:
· «Семья – это та среда, где человек учится творить Добро» (В.А.Сухомлинский);
· «Любовь к Родине начинается с любви к семье» (Ф.Бэкон);
· «Нам дороги родители, дети, родственники, домашние, но любовь ко всем им заключает в себе любовь к Родине, к своему Отечеству» (античный афоризм);
· «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов» (Ш.Монтескье).
Для достижения результата урока используется технология развития личности: участники разговора рассаживаются по кругу, и ведущий делит их на микрогруппы по 2-3 человека. Обучающимся предлагается вопрос, проблема, задание и даётся время для обсуждения.
Каждая микрогруппа ищет свой способ, свой путь решения, свой ответ на поставленную задачу. При помощи ведущего согласовывают друг с другом свои точки зрения.
Ведущий может добавить к обсуждению новый блок знаний по теме урока: зачитать мнение известного и уважаемого человека, выдержки из газет или журнальных статей, строчки из писем, выступление политиков, ученых и т.д.
Весь процесс общения в ходе урока строится на сопоставлении точек зрения.
Роль педагога заключается в том, что он постоянно выстраивает диалог участников друг с другом и между микрогруппами. Делает это на основе доверия и уважения. Именно такой подход обеспечивает практически каждому участнику разговора внутренний диалог – диалог с самим собой, т.е. рефлексивный процесс. А этот процесс является механизмом развития личности.
Слово педагога очень значимо в обобщении высказываний детей и взрослых.
Педагог знакомит обучающихся с правилами разговора в «кругу» и сам соблюдает эти правила:
· каждый поочерёдно говорит своё мнение, своё решение, свою точку зрения, свою версию;
· «пропустить круг» (т.е. не высказаться) можно только один раз;
· нет точек зрения правильных и неправильных, они просто есть и имеют право быть.
Важно помнить: своя точка зрения на обсуждаемую проблему является точкой роста личности – слушая других, дети (взрослые) корректируют, дополняют своё мнение, свой вывод. Именно при таком построении разговора идёт самокорректировка личности.
Урок продолжается от 30 до 45 минут.
В начале встречи у аудитории формируется интерес, а в лучшем случае – потребность (как осознанный интерес) к содержанию разговора и делается это при помощи проблемного вопроса:
– Каждый ли человек в своей жизни имеет и семью, и Отечество?
Педагог не спешит с готовыми знаниями, с готовым ответом. Он обобщает сказанное в кругу: «Человек, который не ценит семью, как правило, не ценит и Отечество. И есть люди, которым дорога семья, но они особо не задумываются, что значит для них Родина, и только в сложные моменты в жизни страны они понимают, как дорого им их Отечество».
После обобщения мнений присутствующих обозначается цель разговора, а сам урок начинается с согласования на понятийном уровне ключевых слов – «Семья» и «Отечество». Делается это по микрогруппам при помощи методики незаконченного предложения: «Семья для человека – это…», «Отечество для человека – это…». Затем поочерёдно микрогруппы говорят свою точку зрения: сначала о семье, затем об Отечестве.
Ведущий по ходу разговора обобщает сказанное на доске, используя приём «солнышко»: в центре круга – ключевое слово «семья», а по «лучикам» - то, что говорят дети (взрослые). Например, семья – это отец, мама, дети; это любовь; это счастье; мой дом; радость; маленькое государство; ценность; защита; ответственность и т.д.
«Солнышко» по слову «Отечество» может выглядеть так: Отечество – это Родина, Держава, Отчизна, государство, страна; родная земля; семья тех, кто здесь родился; защита; ответственность; долг; ценность; законы и т.д.
После согласования понятий ключевых слов необходимо «погружать» аудиторию в содержание разговора. Это можно сделать с помощью:
· вопроса к аудитории: «Что сближает, на ваш взгляд, эти два понятия?» (любовь, ответственность, ценность…);
· работы в микрогруппах: «Как вы понимаете поговорку «Крепка семья – крепка Держава?»
Ответы обсуждаются в «кругу». И через 3-4 минуты участникам предлагается новое задание микрогруппам – создать словесный образ хорошей и достойной семьи. Затем идёт согласование этого образа в «кругу».
Вывод педагога: «Именно люди, выросшие в такой семье, творят историю своей семьи, любят Родину, своё Отечество, вкладывают свой труд в доброе будущее своей семьи и своего государства».
Можно дать ещё одно задание микрогруппам с последующим обсуждением в «кругу»:
– Каким будет наше Отечество через 25 лет? Попытайтесь создать словесный образ своей Родины.
Выводим присутствующих на конкретный поступок, используя приём – «вопрос по кругу» (т.е. отвечает каждый):
– Что надо сделать нам самим, чтобы семья и Родина были нашей гордостью?
Разговор подходит к концу и необходимо, чтобы каждый участник индивидуально подвёл свой итог того, о чём здесь говорилось. Для этого предлагается задание на выбор: написать письмо-признание в любви:
а) семье;
б) Отечеству;
в) семье и Отечеству.
По предложению ведущего желающие читают свои письма полностью или частично. Таким образом, формируется общественное мнение о том, что семью и Отечество нельзя не любить, они главные в жизни человека.
Ведущий подводит итог разговора, напоминает, какую ставили цель, и просит отрефлексировать встречу при помощи методики незаконченного предложения: «Человек, в жизни которого есть семья и Отечество…»
И закончить урок можно одним из высказываний, определяющим содержание разговора.
Перечень примерных заданий для учащихся
к Единому уроку «Семья и Отечество в моей жизни»
Задания могут выполняться учащимися как в ходе подготовки к уроку, так и после него – как последействие, продолжение разговора на заданную тему в семейном кругу:
· Календарь памятных семейных событий включает в себя не только дату рождения семьи, но и окончание школы, получение диплома, наград, участие в проектах, покупку дачи…
Здесь есть и дни памяти родственников, в том числе, участников Великой Отечественной войны.
· Словарь одного слова
Например, «Отечество». Подбираются синонимы, антонимы; пословицы, поговорки; высказывания об Отечестве известных людей. Можно и усложнить задание: составить список книг, содержанием которых является любовь к Отечеству.
И самое главное – составить своё определение, что такое «Отечество».
Методобъединение учителей русского языка и литературы, а, может быть, родительский коллектив проведёт конкурс на лучший словарь.
· Книга семейных историй
Здесь могут быть воспоминания дедушек и бабушек, рассказы родителей о своём детстве и о школьных годах, о семейных событиях и традициях и т.п.
И обязательно найдётся место для истории о своей малой и большой Родине.
· Конверт добрых слов
Готовится самим ребёнком. Конверт может быть тематическим, например, «Наша семья». На листочках формата А6 взрослые и дети в адрес своей семьи пишут слова признания и своё представление о том, какой будет их семья через 10-15 лет. В последствии данный материал может быть использован в портфолио семьи или просто храниться в своём архиве.
Конверт добрых слов может быть и адресным, например, для дедушки. Все члены семьи (каждый на своём листочке) пишут добрые слова в адрес деда. Вручается конверт на семейном обеде в честь самого старшего член семьи.
· Воинская книжка семьи «Служу России»
Оформляется ребёнком при помощи родителей, имеет небольшой формат. Главным её содержанием являются данные, в том числе, и фотографии, о тех членах семьи, что отслужили в армии, воевали в годы Отечественной войны, указываются даты, звания, если есть – награды, и рассказ данных людей на тему, что значит для них «Служу России!»?
· Минифильм «Моя семья и Отечество»
При помощи сотовых телефонов школьники берут интервью у членов семьи на данную тему. Школьный специалист или кто-то из родителей класса помогают смонтировать полученные материалы. Таким образом, можно подготовить и провести презентацию семьи в конкретном классе.
Задания для учащихся в ходе урока
1. Закончить предложения:
Семья для человека ____________________________________________________
Отечество для человека_________________________________________________
2. Ответить на вопрос: Что сближает два понятия «семья» и «Отечество»?
3. Объяснить, как понимается ими (детьми) поговорка «Крепка семья – крепка держава»?
4. Создать словесный портрет хорошей и достойной семьи.
5. Создать словесный портрет своей Родины, какой она будет через 25 лет.
6. «По кругу» ответь на вопрос: Что надо сделать нам самим, чтобы семья и Родина стали нашей гордостью?
7. Написать (по выбору) письмо-признание: семье или Отечеству. Желающие могут зачитать свои письма.