Академия
родительского
счастья
 

Ритуал посвящения в родители первоклассников

Вступление

1 сентября, первый раз в первый класс, первая учительница, первое рабочее место, первые в твоей жизни коллеги – твои одноклассники. И самое главное – новый социальный статус у ребенка – он с этого дня становится школьником. Как многое меняется в жизни наших дочек и сыновей после того, как они переступили порог школы! Они шагнули в прямом смысле в новую для себя жизнь.

А что же мамы и папы? Нет, они конечно, рады, что ребенок, наконец-то, пошел в школу. И еще неделю-другую они будут жить эмоциями 1 сентября, а потом их все-таки «засосёт» текучка рабочих дел, «заест» семейный быт, и от праздника останутся одни воспоминания и новая непростая обязанность – помогать ребенку учиться.

Что может быть и еще хуже – первоклассника оставят один на один с его «непонятками» школьной жизни: с первыми неудачами, неуспехами, конфликтами. И если учесть, что ребенок воспринимает мир в десятки раз острее и больнее, чем мы – взрослые, то какую Судьбу уготовили ему родители – нетрудно догадаться.

Причина кроется в том, что далеко не каждый отец и не каждая мать до конца осознают, что они теперь не просто родители, а родители школьника и, если в первых шагах в новую жизнь не помочь ребенку, не поддержать его – доброго будущего у него не будет.

Основная цель ритуала посвящения в родителей школьника – создание условий для осознания взрослыми, что меняется не только жизнь ребенка, но и жизнь семьи в целом.

Ритуал рекомендуется проводить учителю в своем классе. Это может быть в рамках удачно спланированного 1 сентября, а может быть по окончании первой недели занятий, но не позднее – сотрутся эмоции. Уйдет на второй план желание быть замечательными родителями, растворится в никуда стремление жертвовать своим временем, а новую норму в общении родителей и детей надо закладывать с первого дня школьной жизни – только тогда будет результат, а именно: успешно подкорректируется родительская позиция.

Даю несколько советов моим коллегам, вы можете их использовать полностью или частично – главное, не считайте, что надо проводить этот ритуал только так, как я вам порекомендовала.

Некоторые советы по ритуалу посвящения в родители первоклассников

Скажите мамам и папам о том, что, так как у них сегодня необычный день, то он и пройти должен необычно. И нашу первую школьную встречу вы начинаете с блиц-опроса (т.е. вы задаете вопрос, а они должны выбрать один ответ из трех: «да», «нет», «не знаю»).

Итак, вы любите своего ребенка? (в быстром тесте подойти к 5-8 родителям поочередно). Скажите им о том, что другого ответа на этот вопрос вы и не ожидали.

А теперь другой вопрос: ребенка готовят к школе детский сад, семья. А вы, вы готовы быть родителями школьника? («Да», «нет», «не знаю»). Здесь опросите всех, сделайте вывод, выходя частично на мое вступление.

После этого поделите присутствующих на группы (по рядам, по расчету с 1 на 5, по цветным жетончикам и т.д.). Для легкости в работе присвойте каждой микрогруппе порядковый номер, а теперь проведите ряд конкурсов и заданий:

- Аукцион «Ранец первоклассника». Это разминка. Но соблюдайте атрибуты данного приема: хоть железную тарелку с ложкой, но имейте под рукой. Микрогруппы поочередно (в начале пока нет затруднений) называют содержимое ранца первоклассника. Тех, кто затрудняется с ответом – пропускайте. Побеждает последний, но при условии, что названный предмет действительно должен быть в ранце. Похвалите всех, но микрогруппу - победителя отметьте «солнышком», жетоном, тульским пряником…

- Скажите родителям, что для успешной учебы (т.е. работы школьника) нужно не просто хорошо читать, но и любить читать книги.

Задание микрогруппе: составить рецепт воспитания любви к чтению книг. Рецепт любого салата, борща включает в себя целый ряд ингредиентов, последовательность их вложения в блюдо, так и с воспитанием любви к чтению.

Выслушайте всех, соберите рецепты, похвалите каждую микрогруппу. При необходимости прокомментируйте написанное родителями.

- Очень важно с первых учебных дней грамотно и с любовью выстроить жизнь семьи, взаимоотношения родителей и ребенка-школьника. Опишите 21ый день в семье первоклассника, а именно используйте глаголы в сочетании с наречиями. (Почему 21ый - ? Психологи считают, что для воспитания в себе новой привычки человеку нужен именно такой срок: если не выдержал – начинай новый отсчет).

Пусть каждая микрогруппа прочитает свой листочек. Спросите аудиторию в целом: что особенно понравилось в услышанном?

- Новая жизнь – новые задачки. И жизнь нам их уже заготовила. (Раздайте каждой микрогруппе листочки с педагогическими задачками. Дайте время. Затем группы поочередно читают задачи и говорят свое решение). Примерный перечень задач:
·        Ребенка вечером невозможно вовремя уложить спать.
·        Утром ребенка трудно поднять в школу.
·        Первоклассник не хочет собирать ранец.
·        Ребенка невозможно оторвать от компьютера.
·        Любит смотреть «злые», агрессивные мультики.
·        Нет усидчивости, одно задание, и на то не хватает терпения.

Похвалите каждое решение, обязательно сделайте свое добавление.
- Все мы любим добрые слова в свой адрес. А нашему школьнику это сейчас особо важно и нужно. Запускаем кольцо добрых слов в адрес нашего первоклассника (здесь можно работать со всей аудиторией).

Учимся хвалить, поддерживать нашего малыша в новой роли за каждое маленькое достижение, маленький успех, учимся гордиться успехами своего ребенка, учимся верить в него, доверять ему – это основа самоуважения и успешности человека, его чувства собственного достоинства.

- Новая жизнь семьи – новая семейная традиция. А почему бы нет? Например, семейный праздник – день школьника. Микрогруппы работают по опорной схеме:
·        зачем нужна традиция в семье?
·        Как часто этот день повторяется в семье?
·        Что происходит в этот день в семье?

Обсуждение проводите с аудиторией тоже по схеме: сначала обсудите первый вопрос – поочередно микрогруппы выскажутся, затем – второй, третий. Дайте свой комментарий. Выразите уверенность, что такая традиция появится в семье ваших первоклассников.

День школьника нужен для демонстрации ребенку, что он важен и нужен в жизни родителей, семье интересен он сам и его работа, т.е. учеба. Поступление в школу и ее окончание – еще отмечают в семьях, а вот окончание четверти, учебного года – нет. Почему? Мы, уходя в отпуск, покупаем тортик и своим коллегам, и своим семье. Для ребенка каникулы тоже событие. А значит и семейное событие тоже.

- Последнее задание микрогруппам – составить словесный портрет идеального ребенка. После того, как микрогруппы поработают, учитель на уроке запишет коллективный портрет ребенка. Сначала напишет две буквы – ИР, а затем от каждой микрогруппы поочередно запишет 1-2 качества идеального ребенка и сделает вывод: мы мечтаем об идеальном ребенке, нам он видится именно таким. Но эти две буквы можно расшифровать и как «идеальный родитель». Такие ли вы – знаете только вы.

А сегодня вы удачно прошли испытание, и попрошу вас встать в круг. Поздравим друг друга с удачной сдачей экзамена. Я пожимаю руку родителя, стоящего от меня слева – и запускаю круг поздравления «по солнышку» : Я поздравила вас, вы – того, кто слева от вас и так пока рукопожатие не дойдет до меня.

Вот так – рука в руке родителя и учителя, родителя и родителя, а самое главное – ребенка и родителя мы с вами входим в школьную жизнь наших детей. Договариваемся здесь и сейчас:
Ø верить в наших детей,
Ø доверять друг другу,
Ø сделать школьный труд наших детей радостным
Ø и пусть поможет нам в этом любовь.

Здесь можно дать слово директору школы или его заместителю, пусть скажет несколько слов о вере, надежде, любви во взаимоотношениях школы и семьи. После этого учитель вручит каждому родителю значок школы, просто памятку «Как любить ребенка», а может быть это будет книга для родителей Е.Бачевой «Любовь в нашем доме», или удостоверение с гербом школы. Как вариант – верительные грамоты. Здесь ваша фантазия будет хозяйкой.

Последний необязательный совет: данный ритуал поможет родителям узнать друг друга, немножко сдружиться, определиться со своими лидерами и даже выбрать родительский комитет класса.

Разработано Е.В.Бачевой. учредителем
ЧОУ ДПО «Академия родительского образования»