Академия
родительского образования
 

В защиту идеи на века

Поделиться:

В очередной раз пытаюсь навести порядок в книжном шкафу и опять «застреваю» на одной из книг. На сей раз эта книга Ю.П. Азарова, доктора педагогических наук.

«… Тем и страшен Макаренко, что талантлив. Тем, что стал певцом не внешней диктатуры, а глубоко внутренней, когда насилие с радостью принимается теми, на кого оно направлено. Макаренко создал набор примитивных догм, которые легко вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через коллектив, в коллективе! Школа – завод! Мажор! Нам нет дела до личности! Совесть, гармоническое развитие, сострадание – буржуазные категории. Мы создаём педагогику параллельного действия, а это значит, плевать на страдания каждого отдельного человека, лишь бы коллектив в фанфарном марше топал к начертанным победам! Макаревщина исчерпала себя!»

А не мы ли исчерпали, осушили до донышка свои души, забили головы новомодными педагогическими теориями и, размахивая шашками, уничтожаем то, что не оправдало время и то, что будет жить века.

«Всё что советское – всё плохо!» Плохо? А от чего сегодня Канада, Япония, Соединённые Штаты Америки усердно изучают теорию Антона Семёновича Макаренко? Почему открывают институты по исследованию его педагогического наследия?

Какие мы всё-таки непоследовательные: то на пьедестал возносим человека, поём ему дифирамбы, а то скидываем его в одночасье и вытираем об него ноги! Кто мы после этого?

У меня нет сомнения в том, что теория коллектива родилась благодаря любви педагога к личности ребёнка. И какого (!) ребёнка – униженного, голодного, разутого, готового убить другого за кусок хлеба. Что у этих ребят было за душой, кроме накопленных обид, мата, горьких разочарований? И таких было ни 10, ни 20 человек. Их были тысячи! Этих детей надо было спасать.

Глубоко убеждена, что именно сострадание Антона Семеновича к страданиям бездомных и беспризорных мальчиков и девочек помогло родиться идее воспитания в коллективе и через коллектив – уж очень ему хотелось видеть их хорошими людьми, вернуть их самим себе и своей стране.

У Антона Семёновича Макаренко это получилось!

И не только у него: Игорь Петрович Иванов со своими единомышленниками, работая с детьми другого времени, усовершенствовали теорию – как следствие – мы уже ни один десяток лет говорим о коммунарской методике, как о мощной технологии формирования коллектива и личности через коллектив.

Не знаю, как сейчас, а в 80-х годах прошлого столетия (я тогда работала заведующей кабинетом воспитательной работы в областном ИУУ) школы города Соликамска строили воспитательную работу на основе этой методики, и город был лучшим в области не только по образованию. Потом ещё долгие годы на жизни Соликамска сказывались результаты воспитания творческого человека в коллективе и через коллектив. Вот вам и «примитивные догмы»!

И сегодня эта методика живёт в школах Прикамья, работает в хороших загородных лагерях. Именно её я рекомендую родительскому активу в создании коллектива в классе, семейном клубе. Это одна из добрых идей в педагогике, что будет жить столетия.

При грамотном (я это особо подчёркиваю!), при грамотном использовании этой методики дети учатся организовывать себя, других, конкретное дело; учатся творить, работать в команде, слушать и слышать друг друга; у них формируется шкала нравственных ценностей, развивается чувство собственного достоинства, происходит становление адекватной самооценки, мощно идёт процесс социализации.

Быть полезным своей стране становится главным в жизни этих людей, именно они имеют полное право сказать: «Служу России!» – так как они – истинные патриоты своей Родины, и таковыми их сформировала коммунарская методика.

Навести бы нам порядок не только в книжных шкафах, но и в своей душе. А иначе уничтожая доброе, мы лишаем себя и своих детей будущего.

Лицензия

Лицензия на осуществление образовательной деятельности серии 59Л01 № 0003254 выдана 29.04.2016 Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края

Контакты

Электронная почта: domelena51@mail.ru
Контактный телефон: +7(908) 276-49-75