Академия
родительского
счастья
 

Методические рекомендации по созданию системы родительского образования в образовательной организации

Первое, что необходимо сделать администрации детского сада, школы – проанализировать состояние данного вопроса в своей образовательной организации: через анкетирование, опрос, индивидуальное собеседование с педагогами.

Второе – изучить опыт работы по организации родительского образования взрослых и детей в других организациях – через посещение мастер – классов, конференций, презентаций лучших педагогов и через курсы подготовки в Академии родительского образования.

Третье – в детской и взрослой аудитории провести согласование основных понятий - «родительское образование», «родительская позиция» - и ответы на вопросы:

- зачем папам и мамам учиться родительству?

- что даёт родительское образование детям?

- зачем родительское образование педагогам?

Взрослые мечтают о семейном счастье, и родительское образование поможет им в этом.

У детей есть право, определённое международной Конвенцией Организации Объединённых Наций о правах ребёнка; а именно: ребёнок имеет право на семью, любовь и заботу родителей. И родительское образование гарантирует им получение этого права.

А для педагогов - людей, реализующих государственную политику в области образования - важен тот факт, что один доллар, вложенный в родительское образование сохраняет стране семнадцать долларов.

Четвёртое: опираясь на результаты согласования, провести круглый стол или педагогический совет с приглашение родительского актива образовательной организации. Результатом должен стать локальный акт «Об единых (т.е. согласованных) подходах в работе педколлектива с семьями дошкольников (школьников)».

Пятое: обучить педагогов технологиям родительского образования и приобрести методическое обеспечение для данного образовательного процесса.

Шестое: в течение одной четверти апробировать технологии родительского образования на родительской и детской аудитории.

Седьмое: по результатам апробирования снова провести круглый стол или педагогический совет с приглашением родительского актива.

Результатом станет:

а) единое понимание того, что родительству стоит учиться и родительству надо учить;

б) согласованная модель родительского образования взрослых и детей в данной образовательной организации.

Восьмое: решением совместной встречи педагогов и родителей создаётся ВТК (временный творческий коллектив) по разработке нормативно-правовой базы родительского образования.

Девятое: Вносятся дополнения(изменения) в Устав образовательной организации. Например: с целью обеспечения права ребёнка на семью, любовь и заботу родителей, отцы и матери обучаются родительству в рамках дополнительного образования, организованному педагогическим коллективом образовательной организации.

Десятое: пишется план (в дальнейшем – программа) родительского образования взрослых и детей. И, наконец, проводим церемонию открытия школы любящих родителей, школы семейного уклада и т.д. и т.п.

Формы занятий и с родителями, и с детьми могут быть индивидуальными, групповыми (до 30 человек) и массовыми (от 100 и более человек).

Помимо этого занятия подразделяются на очные, заочные и очно-заочные.

Занятия могут проходить в форме лекции (видеолекции), урока семейной любви, родительских чтений, мастер-классов, семинаров, практикумов, дискуссий, конференций по обмену опытом семейного воспитания и др.

А ещё - конкурсы: «Мама года», «Папа года», «Семья года» и т.п. Именно конкурсы являются технологией формирования обобщённо - позитивного образа – образа матери, отца, сына, дочери, семьи…

Каждое занятие, встреча, мероприятие заканчивается рефлексией – индивидуальной, социальной.

Можно продумать свою систему документов о получении родительского образования: сертификат, диплом, свидетельство, удостоверение и т.п.

И не помешала бы система стимулирования и поощрения, как преподавателей (организаторов родительского образования), так и обучающихся родителей.

И последнее. На школьном сайте и на школьном стенде размещайте план работы Школы любящих родителей, Школы семейного уклада и т.д., и отзывы слушателей о самих занятиях. Это будет способствовать привлечению других мам и пап к занятиям по родительскому образованию.

Если педагогический коллектив работает грамотно, то, как правило, ему становится «тесно» в рамках своего образовательного пространства, и педагоги начинают включать в работу родительского образования свой район.

Из книги Е.В. Бачевой «Родительству стоит учиться», г. Пермь, 2016 год. 
Глава 7. Первые результаты. Проблемы. Перспективы